Освещение

Наружное освещение железнодорожных путей и объектов. Виды, нормы

art zd

В железнодорожной инфраструктуре наружное освещение играет важную роль, обеспечивая безопасность и эффективность на всех уровнях. Это необходимо для обеспечения безопасности движения поездов, обслуживания пассажиров и персонала, а также для обеспечения работы инфраструктуры в различных условиях.

Нормативное регулирование железнодорожного освещения

Для обеспечения безопасности и эффективности освещения железнодорожных объектов существует ряд нормативных документов. Среди них ГОСТ Р 54984-2012 и СП 52.13330-2016 выделяются особым вниманием. Они устанавливают стандарты, определяющие требования к светильникам, их характеристики и параметры.

ГОСТ Р 54984-2012 — Этот государственный стандарт устанавливает основные технические требования к светильникам, используемым для наружного освещения на железнодорожных объектах. Он определяет параметры светотехнических характеристик, степень защиты от внешних воздействий, требования к безопасности и долговечности светильников.

СП 52.13330-2016 — Данный строительный кодекс устанавливает нормы и правила проектирования, в том числе в области освещения на железнодорожных объектах. Он охватывает аспекты, касающиеся расчета освещенности, выбора типов светильников, принципов их установки и эксплуатации с учетом безопасности движения поездов и комфорта пассажиров. Соблюдение указанных нормативных документов обеспечивает не только соответствие стандартам качества освещения, но и создает условия для безопасного и бесперебойного функционирования железнодорожной инфраструктуры. Нормативы позволяют согласовать технические характеристики светильников с требованиями эксплуатации на железнодорожных объектах, что является важным аспектом обеспечения безопасности и эффективности железнодорожного транспорта.

Требования к выбору светильников для железнодорожных объектов

art zd1

При выборе светильников для железнодорожных объектов необходимо учитывать ряд критериев. Минимальная светоотдача или энергоэффективность, стойкость к вибрациям и механическим нагрузкам, безопасность при любых погодных условиях, стабильность в скачках напряжения, работоспособность в широком температурном диапазоне — от -55°C до +55°C. Кроме того, важны индекс цветопередачи, цветовая температура, заявленный ресурс работы и возможность обслуживания в процессе эксплуатации.

Требования к выбору осветительных средств на железнодорожных объектах строго определены для обеспечения эффективного освещения и обеспечения безопасности в различных условиях. При выборе уличных светильников и фонарей для использования на станциях, переездах и других объектах железнодорожной инфраструктуры учитываются следующие критерии:

  • Минимальная светоотдача — не менее 65 люмен на 1 ватт для обеспечения высокой эффективности освещения.
  • Стойкость к вибрациям и механическим нагрузкам для обеспечения устойчивости осветительных средств в условиях железнодорожных объектов.
  • Надежность и безопасность от погодных условий, что критически важно для обеспечения непрерывности работы.
  • Стойкость к скачкам напряжения гарантирует нормальное функционирование в случае изменений напряжения в электросети.
  • Устойчивость к экстремальным температурам от -55°C до +55°C.
  • Индекс цветопередачи не менее 80 единиц и цветовая температура и не ниже 5000 К для обеспечения высокого качества освещения и нейтральной цветовой гаммы.
  • Заявленный ресурс работы не менее 50 000 часов для долговечности использования.
  • Удобство и быстрота обслуживания в процессе эксплуатации для обеспечения оперативного ремонта и замены.
  • Запрет на использование определенных типов ламп. Например, натриевые лампы высокого давления на платформах, переездах, мостах из-за их неэффективности или нежелательных характеристик.
  • Запрет на использование источников света с высоким коэффициентом пульсации для обеспечения стабильности освещения.

При установке этих светильников обязательно предусматривается качественное заземление и герметичность осветительных приборов, что обусловлено повышенной запыленностью воздуха и требованиями безопасности на железной дороге.

Виды железнодорожного освещения

art zd3

В рамках железнодорожного освещения применяются три ключевых типа распределения света:

Общее освещение предназначено равномерного и качественного освещения открытых территорий, таких как платформы и переходы, используются одиночные светильники, размещаемые на опорах, стенах или подвешиваемые на тросах в зависимости от площади освещения. В некоторых случаях используются мощные прожекторы с регулируемым направлением света для дополнительной подсветки, обеспечивая равномерное освещение всей территории.

Заливающий свет — используется на путевых линиях, где возможны резкие тени и контрасты из-за движения поездов. Для этой цели применяются высокомощные прожекторы, установленные на высоких мачтах, находящихся на большом расстоянии друг от друга. Особое внимание уделяется высоте установки источников света, что подразумевает использование мачт высотой до 30 метров для эффективного освещения всей территории.

Комбинированное освещение — это широко применяемые системы, объединяющие как общее, так и заливающее освещение. Они обеспечивают высокое качество освещения различных зон, соответствие стандартам ГОСТ и требованиям, а также обеспечивают безопасность движения поездов и пассажиров. Комбинированные системы, хоть и более сложные, но эффективно удовлетворяют различные потребности в освещении на железной дороге.

Типы реализации систем освещения

art zd depo

Различают несколько типов реализации систем освещения на железнодорожных объектах, каждый из которых имеет свои особенности и применение:

Освещение периметров для обеспечения надежной охраны территорий. При проектировании учитывается расположение постов охраны, путей движения поездов, пассажиров и грузов для обеспечения безопасности и видимости.

Мачтовое освещение — это системы освещения, устанавливаемые на мачтовых опорах высотой более 15 метров. Используется для создания заливающего света и часто используется в комбинированных системах, обеспечивая высокий уровень освещения на больших площадях.

Для освещения в помещениях депо и обслуживающих цехов применяются энергоэффективные источники света, соответствующие современным требованиям. В зонах ремонта железнодорожной техники и смотровых каналах для безопасности используются светильники, работающие от напряжения 12 В.

Разработка проекта железнодорожного освещения

При разработке систем освещения для железнодорожных объектов, опыт и знания играют важную роль. Наши проекты не просто соответствуют нормативам, они влияют на безопасность движения поездов, соблюдение графиков и общую эффективность работы железнодорожной инфраструктуры.

    Компания «ПромСветЭнерго» – ваш надежный партнер в сфере освещения! Мы специализируемся на разнообразных осветительных системах – от промышленных объектов до архитектурных комплексов. Сотрудничая только с проверенными производителями, мы гарантируем качество и надежность каждого изделия.

    Доверьтесь профессионалам! Мы учтем все ваши потребности и запросы, подобрав оптимальное осветительное решение. Обратитесь к нам уже сегодня, и увидите, как мы сосредотачиваемся на качестве, стремясь удовлетворить ваши потребности в идеальном освещении.